Эндуро Клуб Щелково

Объявление

Для просмотра форума в полном объеме необходима регистрация!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Эндуро Клуб Щелково » Управление мотоциклом » Вождение мотоцикла


Вождение мотоцикла

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Безопасное вождение мотоцикла

Колесник Станислав Владимирович

1. При приближении к красному сигналу светофора первым в потоке подтормаживай прерывисто и заранее, чтобы привлечь внимание водителей едущих сзади автомобилей.
2. При остановке на светофоре оставайся на передаче и контролируй ситуацию позади себя до тех пор, пока не убедишься, что поток машин сзади на твоей полосе действительно остановился.
3. На склоне паркуйся передним колесом на подъем. Потом, при начале движения, легче будет откатить мотоцикл назад, нежели толкать его назад в горку (Не забудь про подножку).
4. Старайся быть заметным для прочих участников движения. Не двигайся по краю полосы - ты имеешь полное право занимать всю ее ширину. Старайся контролировать происходящее впереди в каждый момент времени.
5. Если это безопасно, на пустых дорогах почаще имитируй объезды препятствий и практикуй резкие торможения.
6. Если появилась острая необходимость торможения в повороте - сначала спрями траекторию.
7. Чаще очищай стекло шлема или бери с собой спрей для его очистки - даже небольшие пятнышки на нем требуют от глаз большего напряжения и могут отвлечь в самый неподходящий момент.
8. Затычки для ушей (типа таких, которые носят строители или пассажирам выдают при полетах на вертолетах) снижают усталость при длительной езде.
9. Привязывая багаж эластичными ремнями, продевай их СКВОЗЬ багаж, а не накидывай сверху.
10. Кожаная одежда предпочтительнее, потому что плотнее прилегает к телу и лучше препятствует проникновению ветра. Минимальный набор одежды: шлем, кожаные перчатки, кожаная мотоциклетная куртка с защитой, ботинки, длинные штаны.Дополнительно рекомендуются: Кожаные штаны, затычки для ушей.
11. При езде в очень жаркую погоду помогает смоченная в воде бандана или шейный платок.
12. Дорожная разметка скользкая в сухую погоду и практически с нулевым коэффициентом сцепления в мокрую! (То же можно сказать о металлических пластинах на переездах и т.п.).
13. В поворот следует входить по широкой дуге, что увеличивает сектор обзора в повороте - это важно!
14. Следует знать о том, что тяжелые транспортные средства создают зону разрежения позади себя при движении с большой скоростью, а также рассекают воздух, создавая дополнительные воздушные потоки вокруг себя. В сочетании с боковым ветром они могут привести к трагедии.
15. В дождь двигайся по следам шин впереди идущего транспорта.
16. По возможности подавай сигналы поворота не только электрическими указателями, но и руками. Иногда этот прием срабатывает намного лучше, чем просто мигалка - люди по-другому реагируют на непривычные (их ведь мало кто использует), но понятные жесты и их реакция на тебя мгновенно мобилизуется.
17. Помни о том, что очень хорошо иметь зрительный контакт с другим водителем, хотя в большинстве случаев ПРОСТО взгляд ничего не говорит другому участнику движения.
18. На куртке сзади желательно иметь фрагмент отражающего материала. Только в этом случае движущийся позади тебя водитель сможет правильно оценить дистанцию до тебя. (Задний габаритный огонь дает информацию только о том, что ты движешься впереди, и не позволяет оценить расстояние).
19. Ты можешь помочь другим участникам движения понять твои намерения сигналами рукой, например:
- при остановке помаши руками другим водителям, чтобы показать, что они могут тебя объехать;
- если кто-то поджимает тебя сзади, обернись и левой рукой подай знак, как будто ты отталкиваешь его от себя, тыльной стороной ладони к себе;
- правило хорошего тона - если уж тебя начали обгонять, не препятствуй этому; например, слегка притормозив, дай возможность тяжелому грузовику убраться на твою полосу перед тобой;
- наклоном головы или движением левой рукой назад сигнализируй встречным мотоциклистам о засаде дорожного патруля.
- при подаче сигналов руками хорошо иметь перчатки ярких цветов.
20. Перед остановкой выбери место парковки - глупо было бы упасть, поставив ногу для опоры на лужу масла, антифриза или бензина.
21. При остановке в пробке не прижимайся к впереди стоящим транспортным средствам, всегда имей в запасе пространство впереди себя для того, чтобы в случае необходимости выбраться из пробки. Контролируй ситуацию сзади по зеркалам, пока задние машины не остановятся полностью!
22. Без необходимости не езди в темноте по следующим причинам:
- труднее заметить посторонние объекты на дороге;
- труднее оценить состояние дороги и силу сцепления шин;
- ночью больше насекомых, и разбиваясь о стекло шлема, они сильнее затрудняют обзор;
- ночные животные (однажды я был свидетелем столкновения мотоциклиста с оленем - зрелище пренеприятное);
- больше пьяных и т.п.;
- если перегорит лампочка в фаре, это может стать серьезной проблемой.
23. При езде в холодную погоду здорово спасает термоэлектрический костюм. Он позволяет уберечься от гипотермии и силу нагрева можно плавно регулировать.
24. Ботинки должны быть ХОРОШИМИ. Никаких шнурков. Ботинки военного образца с молниями или шнурками, скрытыми за молнией - хороший выбор.
25. Хорошую практику, чувство своего аппарата и равновесия можно приобрести при езде от одного светофора до другого, стараясь ни разу не коснуться ногой асфальта, то есть подкатываться к красному светофору в тот момент, когда на нем загорается зеленый. (При этом помни, что в потоке всегда найдется желающий "сделать" тебя и со скрипом тормозов все же остановиться на красный свет, в то время как ты будешь подкатываться к нему)
26. Расход топлива сильно увеличивается при встречном ветре - пусть это тебя не удивит. Заправляйся вовремя.
27. Смотри только туда, куда ты хочешь ехать и где хочешь оказаться. (основное правило мотоциклиста) Если ты чувствуешь, что падение неизбежно, все равно продолжай смотреть в ту зону дороги, в которой ты хотел бы оказаться.
28. Или занимай полосу полностью, или освободи ее. Не допускай появления вокруг тебя места, едва-едва достаточного для автомобиля - в этом случае при повороте он тебя все равно зацепит. Не позволяй водителю машины рядом с тобой решить, что он сможет влезть в это узкое место - или освободи его полностью для него, или займи полосу.
29. При езде с пассажиром делай акцент на комфорт езды в ущерб острым впечатлениям, при этом не забывай настроить подвеску и изменить давление в шинах.
30. Перед неизбежными ямами или кочками привстань на подножках. Практикуй езду на подножках - это улучшает навыки управления.
31. Настрой органы управления под себя. Особенно положение педали заднего тормоза.
32. На длинных перегонах полезно иметь круиз-контроль или стопор ручки газа.
33. Доверяй своим шинам, но для этого всегда относись к ним как к самым лучшим друзьям.
34. При повороте или развороте старайся двигаться в горку, чтобы при необходимости легче было сдавать назад. Проще ехать вперед в горку и сдавать назад с горы - планируй свои действия!
35. Маши рукой детям при каждой возможности. Они получают от этого положительные эмоции, и кто знает, может быть спустя несколько лет они вспомнят об этом, это воспоминание станет решающим, и они пополнят наши ряды.
36. Не пересекай двойную сплошную линию. Это приносит всем нам плохую репутацию.
37. Приближайся к линейным препятствиям (ж/д путям, высоким бордюрам) под прямым углом. Добавь газа, чтобы разгрузить переднюю вилку. Встань на подножки.
38. Повороты проходи только при постоянной тяге или небольшом ускорении. (Не перегружай переднее колесо торможением в повороте)
39. Регулярно очищай и полируй стекло шлема и обрабатывай специальными составами, которые способствуют удалению капель во время дождя. Мельчайший туман на внешней поверхности стекла также будет сворачиваться в капли и сдуваться ветром с обработанного таким образом стекла.
40. Не тормози в повороте. Тормози перед ним и ускоряйся в повороте. Таким образом нагрузка на шины выравнивается, что способствует увеличению сцепления шин с дорогой и более безопасному выходу из поворота.
41. Изучай различные дорожные покрытия и текстуру. Учись чувствовать состояние и сцепление шин, силу тормозов и обеспечиваемого ими замедления на разных покрытиях, умей объезжать препятствия.
42. Собаки особенно не любят мотоциклы. Ожидай их нападения. Переключись на низшую передачу, заранее сбрось скорость с тем, чтобы собака изменила тактику и направление своего перехвата в соответствии с твоей изменившейся скоростью, и затем резко ускорься, оставив собаку позади. Громко сказано, но это чем-то похоже на тактику пилота истребителя, "обманывающего" приближающуюся к нему ракету. Кстати, именно так можно избежать столкновения с собаками и спасти им жизнь - они продолжают бежать по обочине, а не выбегают на проезжую часть.
43. Перед парковкой убедись в том, что подножка находится на твердой поверхности. Асфальт в жаркие дни может быть слишком податливым для малой площади опоры подножки мотоцикла и провалиться на пару сантиметров или больше. Если нет других вариантов, подложи под опору сплющенную банку из-под кока-колы.
44. Регулярно проверяй состояние аккумулятора. На мотоциклах они не слишком мощны и сильно нагружены.
45. Двигатели с воздушным охлаждением склонны к значительному расходу масла, особенно при движении с большой скоростью или в особо жаркие дни. Проверяй уровень масла заранее и почаще и установи тенденции и темпы расхода.
46. Если ты обслуживаешь свой мотоцикл самостоятельно, будь аккуратен. Большинство ответственных болтов и винтов вкручиваются в резьбу деталей, выполненных из мягких алюминиевых сплавов.
47. Список дорожных покрытий по снижению коэффициента сцепления:
Чистый сухой асфальт
Чистый сухой свежий асфальт
Чистый сухой бетон
Свежеположенный ремонтный состав типа гудрона
Влажный асфальт
Присыпанный песком асфальт
2-5 см грязного кашеобразного снега
Влажный бетон с продольными волнами
Сухая дорожная разметка
Сухой прессованный снег
Сухой асфальт с брызгами масла
Сухой бетон с брызгами масла
Бетон, слегка присыпанный песком
Асфальт, покрытый строительной глиной и грязью
Сухой, полированный металл (ремонтные пластины на дороге, переездах)
Влажный бетон - мелкозернистый, без продольных волн
Сухие листья
Влажные листья
Влажная дорожная разметка
Влажный и жирный (масляный) асфальт
Влажный металл
Влажный лед
Гидропланирование (водяной клин)
48. В хорошем дождевом костюме чувствуешь себя человеком - легче сконцентрироваться на вождении, когда тебе тепло, сухо и относительно удобно. Как правило, лучше покупать специальную мотоциклетную дождевую одежду. Наиболее проблематично выбрать подходящие перчатки для вождения мотоцикла в дождь.
49. Любой более мощный по сравнению со стандартным звуковой сигнал может однажды спасти тебе жизнь.
50. Но всех новых шинах есть тонкая пленка специального состава, который облегчает выемку шины из пресс-формы после изготовления. Это значит, что все новые шины обладают намного более низким коэффициентом трения до тех пор, пока пленка состава не будет удалена естественным путем. В руководстве к мотоциклам BMW говорится, что это происходит на протяжении первых 300 миль, В принципе, пробег такой приработки шины можно немного сократить, если проехать по шершавому покрытию, но лучше не рисковать.
51. Летящие птицы
a. Небольшие птицы типа воробьев или голубей - не меняй своего курса и пригни голову. Курс полета таких птиц невозможно предсказать и они в любом случае шустрее, чем ты, поэтому у нее больше шансов увернуться от тебя, чем у тебя - от нее.
b. Крупные птицы типа орлов или соколов настолько тяжелы, что им трудно будет произвести маневр вовремя, поэтому если есть возможность, планируй свой курс вслед за ними, однако следи за тем, чтобы при этом не улететь с дороги.

Взято с www.motostart.ru

0

2

Езда на мотоцикле с пассажиром

Перед тем, как посадить нового пассажира к себе на мотоцикл, обязательно проведи с ним маленький «инструктаж», даже если он говорит, что давным-давно катается вторым номером. В вашей совместной поездке он – босс, и его слово для тебя закон. Объясни ему, что если он захочет поехать медленнее, то ты поедешь медленней, если он захочет остановиться – ты остановишься. Договоритесь о каких-нибудь знаках, которые он сможет тебе подавать при движении. Например, похлопать тебя по правому плечу будет означать «помедленнее, пжалста» и так далее. С своей стороны пассажир мотоцикла, в свою очередь, должен выполнять несколько нехитрых правил:

- Пассажир будет садиться и сходить с мотоцикла исключительно с разрешения водителя, только когда сам водитель находится на мотоцикле, на нейтральной передаче, с поднятой боковой подножкой и обеими ногами на земле.  Зачем поднимать подножку? Затем, что когда пассажир плюхается в седло, подвеска сжимается и мотоцикл может резко наклониться или даже завалиться (!) вправо за счет того, что опора подножки коснется земли. Когда ты готов к движению,  киваешь, и пассажир знает, что этот знак означает твою готовность. То же самое делаешь после остановки, если пассажиру есть необходимость сойти с мотоцикла.
- Попроси, чтобы при посадке и высадке пассажир старался переносить вес своего тела как можно ближе к центру мотоцикла - он должен стараться не тянуть аппарат на себя, а наоборот, сам стремиться к нему при посадке.

-  Что касается телодвижений пассажира во время движения мотоцикла - об этом надо забыть и буквально прикинуться "мешком с картошкой", и главное - НЕ следует пытаться помочь водителю наклонять мотоцикл в повороте или наклоняться самому заблаговременно, думая, что так ему будет легче, а также в поворотах не нужно пытаться наклоняться в сторону, обратную повороту, следует повторять движения водителя.

- Пассажир всегда должен стараться держать свои ноги на подножках и ни в коем случае не пытаться выравнивать мотоцикл или опускать ноги на землю. На моем мотоцикле стоят дуги для пассажира, которые служат также для навески туристических кофров, и я объясняю пассажиру, что до тех пор, пока его ноги находятся на подножках, эти дуги будут способны выполнить свою основную задачу и защитить ноги.

При езде с пассажиром:
Единственное, что я тебе стоит демонстрировать - это то, насколько безопасной и приятной может быть езда на мотоцикле.
Старайся переключать передачи настолько плавно, чтобы пассажир в идеале этого просто не замечал (показатель - отсутствие характерного кивка головы в момент переключения).
Старайся начинать движение и останавливаться так, чтобы пассажир не замечал фактического начала движения или остановки. Стремись к абсолютная плавности хода.

Советы от меня лично по опыту и наблюдениям:
- ездить с пассажиром стоит только после того, когда ты уже 100% владеешь своим мотоциклом – ведь с пассажиром вождение несколько усложняется – ну и ответственность нервирует (в идеале – пассажиров стоит сажать только если отъездил три сезона)
- не сажай к себе пассажира без шлема – если что, ты будешь отвечать за его смерть
- не сажай к себе бухого товарища – он может свалиться с мотоцикла.

Взято с www.motostart.ru

0

3

Общие правила движения мотоциклистов в группе

Всем нам иногда приходится ездить большой нескатанной колонной. Чтобы избежать досадных столкновений или просто раздражения на товарищей, пожалуйста, прочтите, распечатайте и соблюдайте следующие правила движения в колонне. Они опробованы и приняты в моторушных путешествиях, надеюсь, пригодятся и всей остальной мотобщественности. Замечания и предложения принимаются в конференции "Мототуризм".

I. Движения выполняет лидер колонны, все члены колонны их повторяют, чтобы они дошли до замыкающего

Левая рука горизонтально - поворот налево (разумеется, поворотник включен)Левая рука вверх, согнута в локте - поворот направо
Левая рука вниз, движения типа «погоди-погоди», как бы похлопываешь по лысине маленького толстого лиллипута - лидер видит опасность на дороге (яма,гайцы,сужение) или сигнализирует о том, что он принял решение об остановке.
Один палец левой руки вверх - в колонну по одному
Два пальца левой руки вверх - в колонну по два
Пять пальцев левой руки вверх - неожиданное препятствие, требующее объезда поодиночке (пробка, корова скачет по дороге, ящик с грузовика упал, гаишник из кустов выскочил и др.), встреча по окончании препятствия.
Движения левой рукой типа "проезжай, проезжай" – проезжай, все в порядке
Широкие взмахи обеими руками на обочине – проблема, всем остановиться
Мигания дальним светом и частые многократные звуковые сигналы – проблема у кого-то сзади, всем надо остановиться. Если сигналы не видят, все равно отставать вплоть до остановки. Предыдущий увидит и тоже остановится.

II. Каждый участник колонны держит такую дистанцию до впереди идущего, которая позволила бы ему безопасно оттормозиться до ПОЛНОЙ остановки, если впереди идущий, например, внезапно падает или врезается в неподвижное препятствие.

III. Каждый участник колонны следит не только за идущим впереди, но и за идущим сзади. Если задний отстает, необходимо отставать вместе с ним, не теряя его из виду. Если он остановился, тоже нужно остановиться. Идущий впереди сделает то же самое, и через километр-полтора вся колонна остановится.

IV. Друг друга в колонне не обгонять!!! Иначе каждому приходится рассредоточивать внимание не только вперед, но и назад. Это также сужает свободу перестроения.

V. Если кончается бензин (переключился на резерв или загорелась лампочка), осторожно обогнать всех в соответствии с п.VI и показать лидеру похлопывания по баку. Лидер при этом сворачивает на первую же пригодную заправку.

VI. Если возникает необходимость обгона впереди идущих, делать это так: приблизиться к впереди идущему так, чтобы он видел тебя в зеркала. Увидев маячащего позади товарища, впереди идущий делает кивок головой или приглашающий взмах рукой, означающий, что он пропускает ОДНОГО заднего вперед. Если он хочет пропустить больше, он делает ровно столько кивков или взмахов, сколько народу он хочет пропустить вперед, а потом, если он хочет перестроиться в середину колонны, включает левый поворотник.

VII. Всем и всегда на каждой заправке заправлять полный бак, под крышку, вне зависимости от того, сколько там бензина. Поверьте, это важно.

Автор: Босс

Адрес статьи: http://www.moto.ru/ubbthreads/showthrea … mber=91538

0

4

Учимся наклоняться в повороте

Опытнейший американский инструктор ведет "курс молодого бойца"

Новичок старается сохранить вертикальное положение мотоцикла по двум причинам:

1. Он просто боится, помня свое первое падение, которое произошло на малой скорости в крутом повороте... Да еще и на тормоза тогда сдуру надавил... ;-)

2. Он считает, что у двигателя не хватит тяги на низах и мотоцикл завалится на малой скорости потому, что заглохнет мотор. (На эту тему смотри заметку под названием "Завалил мотоцикл? Ничего страшного")

Двигатели глохнут или потому что они холодные, а подсос вытянуть забыли или поленились вытянуть как надо, или на горячую - если холостые выставлены слишком низко. Вывод: на холодном двигателе нечего практиковаться выполнять повороты на малой скорости. Нормальный мотоциклист сам почувствует, когда его движок может раскручиваться под нагрузкой без опасности заглохнуть. Иначе при развороте приходится концентрироваться на движениях ручки газа вместо того, чтобы держать равновесие.

Чтобы развеять страхи новичков при наклоне мотоцикла в повороте, приведу пример - вначале теоретический, а затем практический. Представь себе предмет с низко расположенным центром тяжести. Вообрази, что ты держишь в руке швабру с насаженным на нее с одного конца шаром для боулинга. Твоя рука посередине ручки, швабра - вертикально, шаром вверх. Насколько ты сможешь отклонить ее от вертикали, удерживая одной рукой? Понятное дело - приходится держать ее почти вертикально, шар-то тяжелый и находится наверху. Стоит ему отклониться хотя бы немного вбок - и он тянет за собой всю швабру. А теперь переверни швабру шаром вниз, поставь шар на пол и попробуй еще раз.

Оказывается, что теперь ручка швабры может отклоняться от вертикали довольно далеко, и вернуть ее в вертикальное положение не составляет проблемы. В этом и состоит суть низко расположенного центра тяжести.

[В этой статье приводятся мои мысли по поводу парковки мотоцикла, которые я изначально изложил в письменном виде только для своих друзей еще до того, как стал инструктором MSF - Motorcycle Safety Foundation. Должен признаться, что я никогда не обучал вождению мотоцикла никого, кроме своих друзей, до того, как получил официальное звание инструктора.]

После теоретического примера переходим к практике: ученики двигаются на мотоцикле прямолинейно, стоя на подножках. При этом они покачивают мотоциклы влево-вправо подобно маятнику, не поворачивая при этом руль, и стараются, чтобы головы оставались на прямой линии. Мотоциклы как бы пляшут под ними, а туловище вместе с головой сохраняет максимально вертикальное положение. Несмотря на "пляску", мотоциклы сохраняют почти прямолинейное движение, и вероятность падения полностью отсутствует, потому что для этого центр тяжести находится недостаточно высоко, и ученики видят это на личном примере. Я прошу их проехать еще несколько кругов уже сидя в седле, проделывая такие же движения рулем и ровно удерживая голову.

Многие из нас в повороте любят наклоняться вместе с мотоциклом. Но я выяснил, что новичка обычно легче научить проходить вираж и они охотнее, без опаски наклоняют мотоцикл, если сами при этом сохраняют как можно более вертикальное положение. Поэтому после того, как они освоят первое несложное упражнение - раскачку, сидя в седле и удерживая голову на воображаемой прямой - я прошу их усложнить его и теперь выполнить поворот исключительно за счет наклона мотоцикла, продолжая сохранять вертикальное положение тела. Я настаиваю на том, чтобы при выполнении этого упражнения они держали голову вертикально в том же самом положении, что и при движении по прямой - то есть "чтобы положение линии горизонта относительно линии глаз оставалось неизменным". Это может показаться странным, но именно так многим бывает легче привыкнуть к мотоциклу и преодолеть инстинктивный страх перед поворотом. После нескольких кругов они сами начинают удивляться тому, как сильно им удалось накренить мотоцикл, сумев удержать голову в том же положении. Я заставляю их продолжать тренировку, постепенно увеличивая угол наклона до тех пор, пока они фактически не начнут отталкивать руль в сторону от себя на расстояние вытянутых рук. При этом голова сохраняет почти вертикальное положение, а мотоцикл наклоняется в повороте все сильнее и сильнее. Со временем выполнять это упражнение становится все легче и легче.

Теперь перейдем к наклону мотоцикла и плавному развороту в ограниченном пространстве, например, на парковке. Ученик находится на мотоцикле с работающим двигателем и поворачивает руль последовательно до упора сначала налево, затем направо. Я утверждаю, что из любого из этих положений он может тронуться и начать движение. Это страшно лишь поначалу, но со временем привыкаешь и это получается само собой. Методика трогания с места с полностью вывернутым вбок рулем отрабатывается нами многократно, со стартом в обеих направлениях, вплоть до достижения автоматизма.

На следующем этапе обучения я говорю ученику: "Отлично, ты научился выполнять это упражнение, и на этой парковке для тебя проблем не будет. Остановка, руль повернут в сторону до упора, трогание с места. А теперь попробуй, насколько быстро при таком трогании ты сможешь поставить ноги на подножки!". И если предыдущее упражнение отработано правильно, то сам того не замечая, ученик просто слегка наклоняет мотоцикл, моментально ставит ноги на подножки еще в статике, не начав движения, и плавно трогается с места. Теперь он сможет развернуться в любом самом узком месте, насколько это позволяют ограничители руля.

Чуть не забыл самое главное! Не забудь объяснить ученику, что если в этот момент нажать на тормоза, то падение неизбежно!!! Медленный поворот и торможение - вещи несовместимые. Поэтому прежде чем начинать тренировать такой разворот, я поясняю ученикам, что не нужно бояться падений на малой скорости.

В завершение "учебного процесса" я демонстрирую ученикам видеозаписи мотогонок и обращаю их особое внимание на то, что в виражах гонщики почти не наклоняют головы, и что если мотоцикл движется со скоростью более 20 миль/час (32 км/ч), то можно вполне БЕЗОПАСНО наклонять его в повороте вплоть до касания асфальта подножками!! Нужно раз и навсегда вбить себе в голову, что если у тебя появляется ощущение, что в этом повороте дальше наклонять мотоцикл уже нельзя, то САМОЕ ВРЕМЯ все-таки наклонить его еще больше с одновременным увеличением подачи топлива (не закрывать ручку газа!!!!).

На протяжении всего урока я не перестаю твердить ученикам о том, что о применении тормозов на малой скорости при маневрировании в ограниченном пространстве надо забыть. За равновесие мотоцикла и управление им на малых скоростях в указанных ситуациях отвечает не правая рука, а левая - сцепление. Я учу их "играть" сцеплением и регулировать скорость движения за счет проскальзывания пакета дисков, и таким образом они понимают, что это более надежный способ выдержать желаемую траекторию при медленной езде! Я постоянно напоминаю новичкам, что при наклоне мотоцикла (подразумевается, что ты наклоняешь его для поворота) надо ЗАБЫТЬ О ТОРМОЗАХ, иначе ты его обязательно завалишь, и что перед торможением для полной остановки мотоцикл необходимо предварительно ВЫРОВНЯТЬ!!! Цель моих уроков - продемонстрировать на практике, что и на малых скоростях мотоциклы легко управляются при условии наличия правильных навыков. И вскоре мои ученики проходят повороты вполне профессионально. Наклон в повороте из пытки превращается для них в увлекательное и нормальное, контролируемое действие.

перевод Maxie Max,
panins@online.ru
Постоянный адрес статьи: http://www.moto.ru/ubbthreads/showthrea … mber=81553

0

5

Езда по разметке

Колесник Станислав Владимирович
Мы отнюдь не призываем этим заниматься, но если уж кому приспичило, стоит выполнить следующие рекомендации: - Включи дальний свет. - Рычаги тормоза и сцепления держи двумя пальцами, а не одним. - Хорошенько настрой зеркала заднего вида. - Особое внимание - "дыркам". Водители автомобилей тоже не дураки и, увидев дырку, обязательно попытаются в не влезть. Не окажись вблизи нее в этот момент. - Помни и том, что часто мотоцикл становится неустойчивым при движении по разметке, даже по точкам, нанесенным специальной краской, а при быстрой езде будет стремиться немного подпрыгивать - слой краски бывает достаточно высоким по отношению к уровню асфальта. - Наименее опасна езда по разметке между первой и второй полосами. - На чопперах стоит сложить выносные подножки. - Особое внимание - ремонтным грузовичкам с лестницами и другим оборудованием, прикрепленным по бокам. Можно здорово зацепиться. - Ничего постыдного нет в том, чтобы остановиться и выбрать другой, более легкий путь объезда, если чувствуешь, что вряд ли пролезешь. - Если глушитель сечет или просто звук выхлопа громче обычного, это тоже здорово помогает. Тебя слышат, а это хорошо. - Если движение остановилось, смотри за дверьми - они могут открыться в самый неподходящий момент. - У новых джипов и минивэнов такие широкие зеркала… - В принципе можно пристроиться за полицейским на мотоцикле, если он случайно будет проезжать мимо. - Всегда оставайся на передаче, чтобы иметь возможность мгновенно отчалить в случае опасности. - У дальнобойных грузовиков часто имеются такие маленькие круглые зеркала для ближнего обзора (висят ниже обычных зеркал заднего вида), так вот они как раз расположены на уровне твоей головы... - Не волнуйся о том, что происходит сзади, за исключением случаев, когда кто-то висит у тебя на хвосте, пытаясь тебя обогнать. - А может, купить мотоцикл поуже?

Перевод Maxie Max

Взято с www.motostart.ru

0

6

Завалил мотоцикл? Ничего страшного в этом нет!

У меня такое подозрение, что многие тут думают, что надо прилагать любые возможные усилия, чтобы только не завалить мотоцикл. Что падение мотоцикла ужасно опасно. Что настоящие опытные мотоциклисты просто никогда не допускают, чтобы это произошло.

Нонсенс! Я не знаю ни одного человека с опытом вождения мотоцикла хотя бы несколько лет, кто ни разу не заваливал свой мотоцикл, а если и нет, то рано или поздно он это сделает.

Понятное дело, что это всегда сильно смущает владельца, и именно это является первейшим поводом для дружеских подколов и насмешек. Но отнюдь не всегда падение мотоцикла так уж опасно.

После длительной поездки я видел ОЧЕНЬ опытных людей, которые останавливались, слезали с седла и просто уходили прочь от мотоцикла, забыв поставить его на подножку. Я видел, как люди садились с левой стороны на мотоцикл, припаркованный на правом поперечном уклоне, и даже не начав движение, тут же падали на правую сторону, потому что не могли быстро достать ногой до земли. Я видел, как мотоциклисты, пытаясь поставить ногу для опоры при остановке, поскальзывались на гравийном покрытии и мотоцикл заваливался буквально в мгновение ока. Но практически ни в одном из перечисленных случаев ни человек, ни техника не страдали.

Глупость не в том, что ты случайно уронил свой мотоцикл. Намного глупее оказаться под ним после падения!

ПЕРВЫЙ УРОК, который я даю людям, решившим купить тяжелый мотоцикл - это то, как правильно его заваливать. Если они еще не успели сделать покупку, я даже иду на то, чтобы провести такой урок на своем собственном GoldWing.

Я прошу ученика заехать на участок с травяным покрытием с относительно плотным земляным покровом, выключить двигатель и начать медленно наклонять мотоцикл на левую сторону. Перед началом "занятия" я объясняю, что происходит по мере наклона: в определенный момент проекция центра тяжести мотоцикла выходит за левый габарит бензобака, своего рода критическую точку, после которой уже НИКТО не в состоянии удержать GoldWing в таком положении и тем более поставить его вертикально. Попытки сделать это могут привести к травме! Ученик должен научиться чувствовать этот предел и в случае неудачи перестать удерживать мотоцикл. Если уж дело дошло до падения в статике, надо отпустить левую ручку руля, БЫСТРО вскочить на правую подножку правой ногой и убрать левую ногу подальше от падающего мотоцикла, сделав как можно более широкий шаг влево (правой ногой опираясь на правую подножку).

Если научиться делать это толково, то в результате ты останешься стоящим на ногах - одна на земле, а другая на правой подножке, а мотоцикл ляжет на левый бок. Как правило, за 2-3 раза любой может этому научиться (в первый раз многие падают вместе с мотоциклом, упираясь руками в землю - если это случается, то я напоминаю, что надо отпускать левую ручку руля до того, как она утянет тебя вниз). Кроме этого, очень важно ОЧЕНЬ БЫСТРО перенести свой вес на правую подножку и широко шагнуть левой ногой влево. После короткой тренировки эти движения откладываются в памяти и не забываются в течение длительного времени.

Самое интересное, что обычно при падении из статического положения GoldWing даже не отрывает колес от земли - ему мешают защита двигателя и боковых кофров. В результате мотоцикл абсолютно не страдает, а ученик осознает, что в заваливании мотоцикла действительно нет ничего страшного.

Теперь надо научиться поднимать 400-килограммовый мотоцикл, и на эту тему тоже имеется соответствующая заметка.

При обсуждении вопроса о том, как правильно спрыгивать с падающего мотоцикла, хочу еще заметить, что я рекомендую делать это согласно приведенной мною методике только в том случае, если мотоцикл стоит на месте или движется не быстрее скорости пешехода. Если же скорость движения мотоцикла явно выше, то для мотоциклиста безопаснее оставить ноги на подножках и не высовывать их за боковые габариты мотоцикла - в этом случае дуги спасут конечности от переломов!

перевод Maxie Max,
panins@online.ru

Motorcycle Tips & Techniques
by James R. Davis
http://www.msgroup.org/DISCUSS.asp
Адрес статьи: http://www.moto.ru/ubbthreads/showthrea … mber=81390

0

7

И снова о тормозах. Помни - они могут спасти тебе жизнь

Тормоза
Помни - они могут спасти тебе жизнь
Ты обязательно долбанешься в ту машину, если не успеешь остановиться достаточно быстро.
Большинству людей достаточно примерно 4.5 секунд, чтобы прочитать это предложение.
4.5 секунды - не так уж много, но и они могут стать последними в твоей жизни. 4.5 секунды (и это, в общем, не совпадение!) - примерно столько времени ДОЛЖНО потребоваться мотоциклу, чтобы оттормозиться до полной остановки со скорости 60 миль/ч (96 км/ч)!

Чтобы добиться максимально эффективного торможения, от тебя требуется освоить всего лишь несколько основных навыков:

Готовность к осуществлению маневра: неважно, насколько быстры твои рефлексы, или как хорошо ты владеешь тормозами - если ты не видишь нужды останавливаться, то, соответственно, не остановишься.

Рефлексы: Прежде всего тебе потребуется некоторое время, чтобы распознать угрозу и решить, как на нее среагировать, после чего за дело принимаются рефлексы, и тут уже важно, насколько хорошо они у тебя развиты.

Навыки: Недостаточно активное торможение не менее опасно, чем излишне агрессивное.

Рассмотрим пример на конкретных цифрах, чтобы понять, в каком масштабе времени все происходит. Для распознавания угрозы тратится обычно около 0.7 секунды. С момента осознания опасности до момента начала торможения человеку с нормально развитыми рефлексами требуется еще порядка 0.3 секунды. В сумме это дает нам целую секунду - от возникновения угрозы до начала замедления.

При скорости 96 км/ч мотоцикл за секунду проходит почти 27 МЕТРОВ!

То, что на распознавание угрозы у тебя уйдет никак не меньше 0.7 секунды - неизбежная реальность. Но терять еще 0.3 с - роскошь, без которой вполне можно обойтись. Простая привычка ездить с охватом рычага переднего тормоза двумя пальцами - и ты выигрываешь целых 0.1 секунды (треть этого времени!). А это почти 3 метра спасительной дистанции!

Предположим, что у тебя имеются достаточно хорошие навыки экстремального торможения. Давай закрепим пройденный материал еще несколькими цифрами.

Инженеры-конструкторы путем исследований установили, что на сухой поверхности дороги человек со средними способностями сможет безопасно затормозить движущееся транспортное средство с отрицательным ускорением примерно 4.57 м/с2. Имеется в виду, что при такой скорости торможения человек еще может контролировать замедление и удерживать транспортное средство без опасения потерять управление.

При наличии влажного дорожного покрытия эта цифра снижается до 3 м/с2.

Предположим, что мотоцикл движется по влажной дороге со скоростью 96 км/ч. При скорости замедления 3 м/с2 водителю для полной остановки потребуется 8.8 секунды (или 9.8 секунды с момента возникновения опасности). Таким образом, путь до полной остановки составит почти 145 метров.

Если же дорога сухая, то на остановку потребуется 6.9 секунды (включая 1 секунду на распознавание опасности и время реакции), а путь до остановки будет чуть более 105 м.

Понятно, что чем более эффективным будет торможение, тем меньше времени потребуется для остановки и тормозной путь будет более коротким.

Полагаю, каждый из вас знает, что мотоциклы могут оттормаживаться намного эффективнее, чем автомобили. На самом деле, профессиональные мотогонщики при активном торможении могут создавать отрицательное ускорение до 1 g и более (9.75 м/с2).

После приобретения определенной практики и навыков любой из нас при торможении сможет достичь отрицательного ускорения порядка 6 м/с2. Что это означает в рассматриваемом нами случае? Ты сможешь оттормозиться до остановки за 5.4 с! (с учетом той самой секунды). А путь до остановки составит менее 86 метров!

Получается, что только за счет тренировок и приобретения опыта вождения ты сможешь снизить путь до полной остановки почти на 20 метров и уменьшить время на 1.5 с по сравнению с "нормальными" результатами. А еще метра три сэкономишь, если возьмешь за правило всегда держать палец на рычаге тормоза. А 23 метра - это длина четырех-пяти автомобилей!

Теперь заголовок стал более понятным - столкновения иногда не избежать, если ты не умеешь останавливаться достаточно быстро. Охватывай рычаг переднего тормоза, не переставай тренироваться - и тебе удастся выжить на дороге.

перевод Maxie Max,
panins@online.ru

Motorcycle Tips & Techniques
by James R. Davis
http://www.msgroup.org/DISCUSS.asp

Адрес статьи: http://www.moto.ru/ubbthreads/showthrea … mber=81499

0

8

Упражнения по навыкам вождения мотоцикла с рисунками

Освоившись с управлением мотоцикла в городе и при различных "отягчающих" обстоятельствах (дождь, ветер, темнота), можно покататься в свое удовольствие. Или продолжить совершенствовать мастерство вождения. Если Вы будете делать упражнения, которые мы описываем в статье - ОБЯЗАТЕЛЬНО оденьте экипировку, так как поначалу возможны падения, а значит травмы!!! И вообще, пока вы учитесь вождению, обязательно одевайте защиту!!!

МОТО, 99/07
ЗАТОРМОЗИТЬ -- НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ
Вырабатывать спортивные навыки имеет смысл только после того, как вы научитесь в седле полностью контролировать ситуацию, просчитывать свои действия и предусматривать всевозможные ситуации на дороге на несколько ходов вперед. И начинать я бы посоветовал с торможения.
Вы полагаете, что научившись ездить по городу, вы умеете и тормозить: нажал рычаг (педаль) -- остановился. Но экстренное торможение на большой скорости -- совсем другое. Неопытный мотоциклист, неожиданно столкнувшись с опасностью, жмет на тормоза изо всей мочи. Если у вас современный зарубежный аппарат, то ничего не стоит на нем перевернуться через переднее колесо. На мотоцикле попроще, скорее всего, при этом заблокируется заднее колесо и оно будет скользить по дороге (как говорят, пойдет юзом). Такое торможение, во-первых, малоэффективно: тормозной путь получается длиннее, чем в случае с незаблокированным колесом (испытания показали, что минимальный тормозной путь получается при 15--20-процентном проскальзывании колес). А во-вторых, оно чревато непредсказуемым заносом и падением.
При обучении навыкам экстренного торможения следует прежде понять особенности торможения только передним и только задним колесом. Хотя на практике ими тормозят одновременно. Тренировать себя нужно двояко: вырабатывать "чувство педали" и развивать способность держать равновесие с заблокированным задним колесом. Но прежде всего научитесь определять момент, когда колесо блокируется.
"Чувство педали" заключается в умении нажимать на нее так, чтобы не возникло юза. Если дорожное покрытие скользкое из-за песка, воды, снега или льда, учитесь "прерывистому" торможению, нажимая на педаль (и блокируя колесо), а затем отпуская ее. Не успокаивайтесь до тех пор, пока не сможете повторять торможение 2--3 раза в секунду.

Поворот с юзом заднего колеса. Обратите внимание: руль повернут в сторону заноса.

ИДУ НА ЮЗ...
Параллельно с "чувством педали" научитесь удерживать мотоцикл с заблокированным задним колесом. Тренироваться лучше на ровной асфальтовой площадке, сухой и без песка. В противном случае юз будет неравномерным, что усложнит задачу. Некоторые возражают: мол, жалко резину. Конечно, жалко, но жизнь-то дороже!
Естественно, начинать нужно на небольшой скорости, километров 15--20 в час. Первое упражнение -- юз по прямой. Сначала на несколько метров, потом -- до полной остановки. Усложнение задачи -- юз с поворотом. Положите на площадку какой-либо предмет (лучше всего -- покрышку) и постарайтесь обогнуть его, повернув на 90 градусов, с заблокированным задним колесом. Затем еще усложните упражнение -- в конце не останавливайтесь, а, дав "газ", проезжайте дальше. Действия рулем: сначала поверните его в сторону предполагаемого дальнейшего движения, а позже, во время юза, -- в противоположную. Иначе говоря, как и в случае возникновения заноса на скользкой дороге. Освоившись с поворотом в обе стороны, можете себя поздравить с приобретением первых спортивных навыков.
Наиболее эффективное торможение -- обоими колесами одновременно, причем роль переднего -- важнее. Специальных упражнений по торможению только передним тормозом нет, а фотографии "стоящих колом" на передних колесах аппаратов -- просто эффектный кадр, а не действительно полезный на дороге навык. А вот что действительно важно, так это "чувство рычага": не допускайте ни при каких обстоятельствах блокировки переднего колеса. В противном случае избежать падения не удастся.

ДО БУКСА -- ОДИН ШАГ
Другая крайность, при которой тоже отсутствует сцепление колеса с дорогой, -- пробуксовка заднего колеса. Создают этот эффект те же факторы, что и юз, -- снижение коэффициента сцепления шины с дорогой, покрытой водой, снегом, льдом, грязью или песком. А как влияет на торможение изношенная покрышка или неудачный рисунок ее протектора? Подчас от юза до пробуксовки один шаг, например, -- на разлитом битуме. На жаре он плавится и становится скользким, как лед. Здесь резкое прибавление газа, равно как и торможение, ведут к снижению сцепления колеса с дорогой. Если попадете в такую ситуацию, старайтесь не дергать рулем и управлять мотоциклом плавно, без изменения скорости. Очень пригодится полученный на тренировках навык по удержанию равновесия. Но об этом чуть позже.
Возникает пробуксовка и при достижении высокой мощности мотора. Не радуйтесь, когда от поворота ручки "газа" колесо начинает бешено вращаться. Мощность полезна лишь тогда, когда она может быть реализована по прямому назначению. Собственно пробуксовка хороша только в двух случаях: при специфическом "гаревом" прохождении поворотов, когда нужно "сломать" мотоцикл, и при развороте его по минимальному радиусу вокруг ноги. Поговорим о последнем поподробнее, поскольку такой навык может пригодиться, особенно, если ваш аппарат -- эндуро.

Разворот на месте с буксом заднего колеса. Нога отведена вперед и в сторону, мотоцикл сильно наклонен.

КАРУСЕЛЬ
Это упражнение выполняется только в положении полной (или почти полной) остановки. Снимите с подножки ту ногу, что внутри поворота, и поставьте ее как можно дальше вперед и в сторону. Поверните руль в сторону поворота, перенесите вес тела на эту ногу, встав с сиденья, сильно наклоните мотоцикл, удерживая его только за руль. "Газом" и пробуксовкой при помощи сцепления сорвите заднее колесо в букс. Ваш аппарат при этом будет стремиться еще больше завалиться и уйти задним колесом в сторону, противоположную наклону. Начинается самая сложная часть упражнения -- когда необходимо управиться сразу с несколькими вещами. "Газом" и сцеплением поддерживайте нужные обороты двигателя, чтобы пробуксовка не прекратилась. Сохраняйте, удерживая мотоцикл за руль, нужный угол наклона. Чем больше наклон мотоцикла, тем меньше радиус поворота, и наоборот. Здесь еще нужно учитывать, что требуемый угол наклона мотоцикла определяется дорожным покрытием: на асфальте он больше, чем, скажем, на траве. Рулем направляйте мотоцикл по желаемой траектории. Очевидно, что чем больше руль повернут в сторону поворота, тем меньше радиус поворота. На деле это упражнение не такое уж сложное. Только примите совет: тренируйтесь вдали от чужих машин, домов, столбов и пр.
В остальных случаях пробуксовка вредна, потому что не позволяет реализовать мощность двигателя и снижает управляемость. Всякий раз, когда возникает, от нее нужно поскорее избавляться -- либо уменьшив "газ", либо загрузив заднее колесо перемещением корпуса назад -- оттяжкой. А если, как говорят, по жизни, то избавиться от пробуксовки несложно, и специальных тренировок для этого не требуется.

Оттяжка помогает избавиться от пробуксовки.

А МЕДЛЕННО -- СЛАБО?
В конечном счете, вся премудрость управления мотоциклом сводится к удержанию равновесия. Почему мотоциклист падает? Потому что он не может перемещением корпуса скомпенсировать изменение центра тяжести в системе водитель--мотоцикл, произошедшее под действием каких-либо сил: центробежных, инерции, веса и т. д. или других факторов. Выработка чувства равновесия начинается у человека с раннего детства с ходьбы пешком и езды на велосипеде. Садясь на мотоцикл, вы и не подозреваете, что большинство простейших навыков у вас уже сформировалось. Однако их может быть недостаточно, чтобы суметь удержать аппарат на очень малой скорости, на скользких или песчаных участках дороги или при заносе. Этому нужно тренироваться специально, развивая чувство равновесия.
Бесспорные авторитеты в области равновесия -- триалисты. К сожалению, их мотоциклы слишком специфичны, и упражнения на дорожных мотоциклах в большинстве просто невыполнимы. Тем не менее, некоторые из них в свой арсенал взять можно. Например -- "узкую змейку". По сути, это та же фигура, которую вы тренировали перед экзаменом в ГАИ, только расстояния между стойками-ограничителями уменьшены до предела. (Напоминаю: исходное расстояние между стойками -- 3 метра.) Проезжайте фигуру на минимальной, какую только можете держать, скорости, используя полный диапазон угла поворота руля (но не касаясь упоров!). Естественно, сцепление должно быть полувыжато, "газом" поддерживайте средние обороты мотора, а задним тормозом не давайте мотоциклу разгоняться. Балансируя корпусом, а также отводя в сторону колени, добейтесь "чистого" (то есть без касания ногами) проезда фигуры. Одновременно, с ростом вашего мастерства, сближайте ограничители. Умение проехать фигуру стоя на подножках показывает, что с равновесием у вас все в порядке.
Осваивая "узкую змейку", мы подошли к еще одному упражнению -- "медленной езде". Это излюбленная дисциплина на многих мототуристских и байкерских слетах, и она требует от водителей немалого мастерства. Во время тренировок сначала пытайтесь проехать медленно несколько метров в произвольную сторону, позже ограничьте направление движения коридором шириной 2--2,5 метра. Уверен, во время тренировки у вас будет получаться "замирание" на месте на несколько секунд. В то же время вы убедитесь, как это непросто.

Взято с www.motostart.ru

0


Вы здесь » Эндуро Клуб Щелково » Управление мотоциклом » Вождение мотоцикла